Pharoahe Monch "PTSD"

Pharoahe Monch "PTSD"

7 мая 2014, 11:06

Андрей Березин

Андрей Березин разбирает удивительный последний альбом талантливого, но недооцененного рэп-подпольщика.

Для начала — краткий экскурс в историю, ведь Pharoahe Monch в хип-хопе все-таки не черт из табакерки. Начинал он как участник дуэта Organized Konfusion, работавшего в 90-х для тех немногих, кому интересны были их квадратные биты и математической сложности рифмы. В 1999 Pharoahe выпустил свой первый сольник "Internal Affairs", заставивший тусовку честного хип-хопа громко заговорить об артисте и продавшийся где-то на 200 тысяч копий. Мощным синглом с него стал "Simon Says", построенный на семпле из "Годзиллы", за что правообладатели этой музыки высудили из рэпера все кишки.

Второй альбом "Desire" Фэроу выпустил только в 2007 из-за мучений с контрактами. По кристальности звучания альбом приблизился к такому монстру, как диск Dr.Dre "2001", но продался жалко. Причина, возможно, была в том, что альбом был слишком умным и не совсем "качал". Первые два альбома гарантировали артисту уважение лучших представителей индустрии при неважных прибылях. Третьим альбомом "W.A.R" он дал понять, что бросает попытки завоевать широкий круг слушателей. Диск получился вдумчивым, агрессивным и сухим для восприятия.

В итоге к четвертому альбому мы получили безупречного рифмовщика с хорошим вкусом на классический хип-хоп, который находится на расстоянии одного рукопожатия от Канье Уэста и Эминема, пользуется безмерным уважением персонажей вроде The Roots, Talib Kweli, Busta Rhymes, но совершенно незнаком и непонятен широкой публике.

По обложке и названию альбома ("посттравматическое стрессовое расстройство") слушатель может понять, что его ждет глубоко проработанный концепт без шуток и женских сисек. На самом деле Фэроу иногда перестает хмурить брови, но опускаться до уровня обывателя ни в темах текстов, ни в словарном запасе не собирается. Скорее настаивает, чтобы вы подтянулись до него. Альбом построен вокруг пребывания главного героя в психиатрическом диспансере, где его лечат удалением травматичных воспоминаний. Тема оказывается для артиста бездонной, и он с легкостью вписывает абсолютное большинство песен альбома в эту рамку. Не входящая в нее пара треков – это злобный баттл-рэп, например, сингл "Bad M.F", где под очередной годзиллоподобный бит Pharoahe выплевывает строчки о рэперах-конкурентах. В эту, а также в десятки других строчек на альбоме он легко вкладывает двойной, а иногда и тройной смысл. С учетом его скорострельности у микрофона первое, что слушатель должен сделать до нажатия play, это открыть RapGenius и следить за полетом мысли эмси по тексту.

Очень радует, по сравнению с предыдущим альбомом, что Pharoahe гораздо теплее отнесся к выбору музыки. Весьма плотные нью-йоркские ударные и честный бас гарантированы в каждом треке, при этом можно рассчитывать и на протяжные, многогранные клавишные, и на духовую секцию, и на осколки гитарного блюза. Музыка не трещит и не сыпется, как на третьем альбоме, а мягко заполняет всю комнату.

Артист вводит нас в суть психотравмы в "Losing My Mind", где под клавишный дождь рассказывает о срыве от невыносимости бытия. "Damage" – это третья в репертуаре Pharoahe песня от имени запущенной из ствола пули, безжалостный социальный комментарий. "TheJungle" – совершенно прекрасная задумчивая вещь для поездок за рулем по дождливым улицам хоть Нью-Йорка, хоть Омска. В ней рэпер сравнивает города с джунглями, серую массу людей — с обезьянами, уверенных индивидуумов — с гориллами, полицию — с гепардами, а доступных женщин — с газелями, "у них мускулистые ноги и носорожий зад". Не давая отдышаться от красоты этого трека, он тут же добивает следующим – "Broken Again", где под аккуратные струнные не только читает о падении героя песни в героиновую пропасть, но и поет (а делает он это лучше, чем многие рэпперы, козыряющие этим умением как бонусом).

В заглавной песне, полной блюзовых эмоций, Фэроу переходит на личный опыт, рассказывая о своих проблемах с астмой, своих трудностях на пути артиста и неожиданно дает сам себе позитивный посыл не сдаваться и жить. Завершается альбом красивой, сложной песней о том, что весь мир — иллюзия, поддерживаемая системой, а людям остается самим выцарапывать для себя смысл и свет в конце туннеля.

В итоге один из наиболее вооруженных эмси даже в 2014-м не потерял ни грамма молодецкого голода — хотя его карьера длиннее, чем вся жизнь тех, кто играючи продаст больше копий, чем он. Конечно, обычный слушатель не для того потребляет хип-хоп, чтобы следить за текстом слово за словом, но иногда полезно побыть слушателем необычным: поразбирать метафоры, обнаружить скрытый смысл, почувствовать себя спортсменом на ринге с доброжелательным профи. Ну и просто, прослушать целый альбом, в котором от первой до последней секунды не обсуждают ни беспорядочный секс, ни цепи и золотые зубищи, ни дикие пьянки, ни бесконечные пати у бассейна; не меряются длиной писек и Майбахов, не обкладывают матом все вокруг, а разговаривают с тобой, как с человеком. Иногда это просто необходимо.

Альбом

Pharoahe Monch "PTSD"

Четвёртый студийный альбом по-прежнему бойкого и острого на язык Pharoahe Monch.

15 апреля 2014, 10:44

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="3" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked" data-ad-format="autorelaxed">
comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я